Законопроект "О РЕФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ"

Image: 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН (ПРОЕКТ)

 

 

О РЕФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПУТЕМ ПЕРЕХОДА НА СЕМЕЙНУЮ ПЕНСИОННУЮ СИСТЕМУ

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

 

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает основные положения реформы пенсионного обеспечения на территории Российской Федерации.

 2. В целях реализации положений  настоящего Федерального закона могут быть приняты федеральные законы, конкретизирующие отдельные положения настоящего закона, а также издаваться разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

 

Статья 2. Этапы реформирования системы пенсионного обеспечения Российской Федерации.

 

Реформирование системы пенсионного обеспечения на территории Российской Федерации происходит поэтапно  в следующие периоды:

1. Введение семейной пенсионной системы на территории Дальневосточного федерального округа Российской Федерации (2017-2037 годы).  С момента введения системы в действие на территории Дальневосточного федерального округа работодатели третьего и последующих детей  родителей; индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, лица, занимающиеся частной практикой, но не имеющие статуса индивидуального предпринимателя в случае, если они относятся к категории третьего и последующих детей родителей, перестают вносить обязательные платежи в Пенсионный Фонд Российской Федерации и частные пенсионные фонды. Обязательные платежи будут вноситься на личные пенсионные счета родителей сразу после того, как их дети выходят на работу, не дожидаясь наступления пенсионного возраста в равной пропорции между отцом и матерью Ребенка.  Пенсионное обеспечение родителей будет складываться из двух составляющих:  государственная пенсия по старости, по инвалидности, потере кормильца (в случае наступления страхового случая) и индивидуальная пенсия.

На этом периоде также создается Детский фонд Российской Федерации, куда поступают  обязательные пенсионные отчисления работающих третьих и последующих детей, родители которых умерли. Эти средства распределяются среди всех третьих и последующих детей, не достигших совершеннолетия.

2. Введение системы на всей территории Российской Федерации (2038 – 2058 годы). С этого момента  третий и последующие работающие дети родителей перестают вносить обязательные платежи в Пенсионный Фонд Российской Федерации и частные пенсионные фонды. Обязательные платежи будут вноситься на личные пенсионные счета родителей. Пенсионное обеспечение родителей будет складываться из двух составляющих:  государственная пенсия по старости, инвалидности, потере кормильца (в случае наступления страхового случая) и индивидуальная пенсия.

3. Переходный этап к отмене государственной пенсии по старости: уменьшение государственной пенсии по старости (2059 -2069 годы). Второй и последующие работающие дети родителей перестают вносить обязательные платежи в Пенсионный Фонд Российской Федерации и частные пенсионные фонды. Обязательные пенсионные отчисления этих детей  вносятся на личные пенсионные счета родителей. Размер государственной пенсии по старости уменьшается на 33 %. Обязательные пенсионные отчисления вторых и последующих детей умерших родителей перечисляются в Детский фонд и распределяются среди вторых и последующих несовершеннолетних детей поровну.

4. Заключительный этап реформы - отмена государственной пенсии по старости (2070-2090 годы). Все работающие дети производят выплату обязательных взносов  на личные пенсионные счета родителей.  Происходит отмена государственной пенсии по старости и упразднение Пенсионного фонда Российской Федерации. Обязательные пенсионные отчисления всех детей умерших родителей равномерно распределяются среди всех несовершеннолетних детей.

 

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения, действующая до заключительного этапа реформирования системы пенсионного обеспечения на территории Российской Федерации и продолжающая сохранять свое действие в отношении отдельных категорий работников, конкретный перечень которых конкретизируется в нормах пенсионного законодательства;

Семейная пенсионная система (Система частного финансирования пенсии)  – система установленных государством мер правового, экономического и организационного характера и осуществляемых работодателями, лицами, которые к ним приравнены настоящим федеральным законом, направленных на установление и обеспечение пенсии родителей работающими детьми.

Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными пенсионным законодательством, получаемая гражданами до заключительного этапа реформирования системы пенсионного обеспечения на территории Российской Федерации и продолжающая сохранять свое действие в отношении отдельных категорий работников, конкретный перечень которых конкретизируется в нормах пенсионного законодательства;.

Индивидуальная пенсия – ежемесячная денежная выплата, получаемая родителями детей трудоспособного возраста, поступивших на работу; детей, имеющих статус занятых в соответствии с законодательством Российской Федерации «О занятости». В случае, если дети, достигшие возраста, дающего право на заключение трудового договора, к моменту достижения родителями нетрудоспособного возраста или наступления инвалидности не являются трудоспособными  и не могут в силу объективных причин финансировать индивидуальную пенсию родителей, то обеспечение права на пенсию происходит за счет бюджета Российской Федерации. В остальных случаях право на получение индивидуальной пенсии возникает у родителей с момента достижения детьми трудоспособного возраста. Размер индивидуальной пенсии определяется, исходя из размера пенсионных отчислений детей. Минимальный размер пенсии в случае нетрудоспособности детей не может быть ниже 110 % от установленного размера страховой пенсии. Максимальный размер индивидуальной пенсии законодательством не ограничен. Ставка пенсионных отчислений устанавливается на уровне 27 % от заработка или иного дохода детей, при этом она является единой и не зависит от уровня заработка или иного дохода детей.

Обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты страховой пенсии, накопительной пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;

Обязательное пенсионное обеспечение – исполнение трудоспособными работающими детьми своих обязательств перед родителями по финансированию индивидуальной пенсии посредством перечисления работодателями и лицами к ним приравненными  ежемесячных отчислений на личные пенсионные счета родителей до момента их смерти, а в дальнейшем в Детский фонд Российской Федерации.

Детский фонд Российской Федерации – государственное учреждение Российской Федерации (территориальные органы), которое занимается распределением средств обязательного пенсионного обеспечения, поступающих в детский фонд Российской Федерации после смерти родителей, между всеми несовершеннолетними детьми Российской Федерации.

                                                                                                                                      

Глава II. УЧАСТНИКИ ПРАВООТНОШЕНИЙ

ПО ЧАСТНОМУ ФИНАНСИРОВАНИЮ ПЕНСИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 

Статья 4. Субъекты правоотношений по частному финансированию пенсии в Российской Федерации.

Субъектами правоотношений по частному финансированию пенсии являются занятые (работающие) дети и дети к ним приравненные; родители (выгодоприобретатели); работодатели, индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, лица, занимающиеся частной практикой, но не имеющие статуса индивидуального предпринимателя; Детский фонд Российской Федерации, несовершеннолетние дети с момента рождения и до достижения ими возраста шестнадцати лет. Права и обязанности родителей и детей в системе частного финансирования пенсии основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке.

Статья 5. Детский фонд Российской Федерации. Участие государства в системе частного финансирования пенсии в Российской Федерации.

Управление и распределение средств частного финансирования пенсии после смерти родителей (выгодоприобретателей) осуществляется Детским фондом Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальными органами, которые составляют единую централизованную систему органов управления и распределения средств частного финансирования пенсии в Российской Федерации. Детский фонд Российской Федерации также ведет учет занятых (работающих) детей (приравненных к ним детей), регистрирует изменения в их статусе.

Дети женского пола, не трудоустроенные в связи с рождением и воспитанием собственных детей, по своему статусу приравниваются к работницам своих мужей. Для целей семейной пенсионной системы (системы частного финансирования пенсии) по окончании отпуска по уходу за ребенком заработная плата таких детей устанавливается в размере половины заработной платы мужа; родителям происходит перечисление половины пенсионных отчислений мужа.  Государство устанавливает и финансирует дополнительную страховую пенсию для отдельных категорий работников (государственных гражданских служащих, работников полиции и т.д), список которых установлен нормами специального законодательства о государственной службе. Государство также несет субсидиарную ответственность по обязательствам Детского фонда Российской Федерации перед несовершеннолетними детьми Российской Федерации по выплате ежемесячного пособия на содержание детей.

Детский фонд Российской Федерации и его территориальные органы действуют на основании настоящего Федерального закона.

Статья 6. Занятые (работающие) дети и дети, к ним приравненные в системе частного финансирования пенсии Российской Федерации.

1. Занятыми (работающими) детьми и детьми, к ним приравненными, в системе частного финансирования пенсии являются:

работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона);

зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, но в целях настоящего закона приравненные к индивидуальным предпринимателя (далее - индивидуальные предприниматели);

занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;

являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства;

граждане, признанные безработными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о занятости и получающие пособие по безработице;

являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

священнослужители;

иные категории граждан.

2. Дети, указанные в пункте 1 настоящей статьи, с момента своего признания занятыми самостоятельно или через работодателей и лиц, к ним приравненных, производят отчисления на пенсионные счета родителей в равном объеме.

Статья 7. Работодатели и лица к ним приравненные в системе частного финансирования пенсии Российской Федерации.

1) лица, непосредственно производящие выплаты физическим лицам – родителям (выгодоприобретателям) пенсионных отчислений из заработной платы (дохода) детей, на личные пенсионные счета, в том числе:

организации;

индивидуальные предприниматели;

физические лица;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Статья 8. Родители (выгодоприобретатели) в системе частного финансирования пенсии Российской Федерации.

1. Родители (выгодоприобретатели) – лица, имеющие родительские права в отношении детей достигших возраста, с которого разрешено заключение трудового договора, и являющиеся занятыми (работающими) и имеющие статус, к ним приравненный в соответствии со статьей 6 настоящего закона, получившие с момента трудоустройства (обеспечения занятости иным предусмотренным законом способом) детей право на получение индивидуальной пенсии.

2. Родители, воспитывающие самостоятельно без второго супруга, одного или нескольких детей с момента признания их занятыми в соответствии с настоящей статьей, получают права на обязательные отчисления детей в полном объеме.

Статья 9 . Выплата пособий на несовершеннолетних детей с момента рождения и до достижения ими возраста шестнадцати лет в системе частного финансирования пенсии Российской Федерации.

 Все граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства  с момента рождения и до достижения ими возраста шестнадцати лет, если это установлено международным договором Российской Федерации имеют право на получение пособия на детей из Детского фонда  до достижения ими возраста шестнадцати лет. Размер пособия определяется ежемесячно в соответствии с пенсионным законодательством исходя из ежемесячного размера поступлений в Детский Фонд и актуального ежемесячного числа получателей пособия.  

Детский фонд обязан ежегодно публиковать финансовый отчет о результатах своей деятельности в Российской Газете.

Статья 10. Условия назначения индивидуальной пенсии в системе частного финансирования пенсии Российской Федерации.

  1. Условием назначения индивидуальной пенсии для родителей (выгодоприобретателей) в системе частного финансирования пенсии Российской Федерации является признание детей, достигших возраста, с которого возможно заключение трудового договора, занятыми (работающими) в соответствии со статьей 6 настоящего федерального закона. Дети признаются занятыми (работающими) с момента направления работодателем (лицом к нему приравненным) соответствующего уведомления в Федеральную налоговую службу Российской Федерации (территориальные органы налоговой службы). 
  2. Условием назначения индивидуальной пенсии для родителей (выгодоприобретателей) детей, которые не имеют статус занятых (работающих) в течение трудоспособного возраста (не производящих обязательные выплаты на личные пенсионные счета родителей) является достижение пенсионного возраста и отсутствие выплат со стороны детей. Размер пенсии устанавливается равной размеру страховой пенсии по инвалидности .
  3. При достижении детьми, являющимися занятыми в соответствии со статьей 6 настоящего закона нетрудоспособного возраста, и отсутствии других детей оплата индивидуальной пенсии для родителей (выгодоприобретателей) производится за счет средств федерального бюджета. Индивидуальная пенсия в таком случае  устанавливается равной прожиточному минимуму.

 

Статья 11. Пенсионное обеспечение отдельных категорий родителей (выгодоприобретателей).

1 .Государство устанавливает для отдельных категорий родителей (выгодоприобретателей) дополнительно страховую пенсию, которая выплачивается в соответствии со специальным  законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством об отдельных категориях работников, в независимости от наличия индивидуальной пенсии за счет средств бюджета Российской Федерации. Правовое регулирование пенсионного обеспечения таких категорий работников осуществляется в соответствии с  законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1(ред. от 04.11.2014, с изм. от 01.12.2014) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015); законодательством «О государственной и муниципальной службе», «о статусе судей в РФ» и другими нормативно-правовыми актами.

2. Работодателем дополнительно по отношению к индивидуальной пенсии для граждан, имеющих персональные заслуги в трудовой деятельности, может быть установлена персональная пенсия, которая выплачивается за счет средств работодателя.

 

Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ

СИСТЕМЫ ЧАСТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ПЕНСИИ

 

Статья 12. Права, обязанности и ответственность работодателя и лиц к ним приравненных в системе частного финансирования пенсии Российской Федерации.

1. Работодатели имеют право:

обращаться в суд для защиты своих прав;

2. Работодатели обязаны:

Сообщать в порядке, установленном пенсионным законодательством, в Федеральную налоговую службу Российской Федерации (территориальные органы) сведения о приобретении, приостановлении, прекращении у   детей статуса занятых в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона

своевременно и в полном объеме уплачивать взносы на индивидуальные счета Родителей (выгодоприобретателей); в Детский фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением  взносов в указанный Фонд;

представлять в уполномоченные государственные органы документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения и выплаты индивидуальной пенсии;

выполнять требования уполномоченных государственных органов об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о системе частного финансирования пенсии;

выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Права, обязанности и ответственность родителей (выгодоприобретателей) застрахованных лиц.

Родители (выгодоприобретатели) застрахованные лица имеют право:

своевременно и полностью получать частную пенсию в случае наступления страхового случая  за счет индивидуальных взносов страхователей и (или) за счет средств бюджета Детского фонда Российской Федерации;

защищать свои права, в том числе в судебном порядке;

требовать и своевременно получать у работодателей своих детей информацию о размере их заработной платы и пенсионных отчислений.

Статья 14. Права, обязанности  занятых (работающих) детей и детей, к ним приравненных в системе частного финансирования пенсии Российской Федерации

  1. Занятые (работающие) дети и дети, к ним приравненные в системе частного финансирования пенсии Российской Федерации  имеют право:

защищать свои права, в том числе в судебном порядке;

  1. Занятые (работающие) дети и дети, к ним приравненные в системе частного финансирования пенсии Российской Федерации обязаны:

самостоятельно или через работодателя и лиц к ним приравненных производить обязательные пенсионные отчисления на личные пенсионные счета родителей (выгодоприобретателей), а после их смерти в Детский фонд Российской Федерации.

 

Глава IV. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ЧАСТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ПЕНСИИ

Статья 15. Бюджет Детского фонда Российской Федерации

1. Средства бюджета Детского фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

2. Бюджет Детского фонда Российской Федерации составляется  на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета.

При формировании бюджета Детского фонда Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств.

Бюджет Детского фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджет Детского фонда Российской Федерации является консолидированным.

Статья 16. Формирование бюджета Детского фонда Российской Федерации

1. Бюджет Детского фонда Российской Федерации формируется за счет:

Взносов детей, имеющих статус занятых в соответствии со статьей 6 настоящего федерального закона;

средств федерального бюджета;

сумм пеней и иных финансовых санкций;

доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств системы частного финансирования пенсии;

добровольных взносов физических лиц и организаций

 

Статья 17. Расходование средств бюджета Детского фонда Российской Федерации

1. Средства бюджета Детского фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на:

       выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации выплат всем несовершеннолетним детям Российской Федерации,   

       финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда (включая содержание его центральных и территориальных органов);

иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации о системе частного финансирования пенсии.

Расходы, не предусмотренные бюджетом Детского фонда Российской Федерации на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.

2. Ответственность за нецелевое расходование денежных средств Детского фонда Российской Федерации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ

ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 18. Ответственность за нарушение пенсионного законодательства Российской Федерации.

За нарушение пенсионного законодательства Российской Федерации установлена административная и уголовная ответственность в соответствии с КоАП РФ и УК РФ.

Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Техническое задание составлено Фондом содействия решению стратегических проблем национального развития и Всероссийской партией «Миллиардная Россия».

Составитель В.Х.Акпаров

Разработчик текста законопроекта Русаков Владимир Геннадьевич

26.08.2015