Комментарий

Комментарий:

 
        Теоретическая часть
  Так в каком же месте( в каком «возрасте») Гумилевской схемы мы находимся — в надломе или обскурации? 
 Что такое обскурация по Гумилеву? Быстрая потеря пассионарности при взрывном росте субпассионариев . Именно это и произошло. С середины 19 века до середины 20 в России уровень пассионарности был необычайно высок, и сопровождался войнами, победами, поражениями, а также репрессиями и голодами.  Почти подчистую вырезано 2 поколения пассионариев.  И после этого быстро, почти мгновенно — за какие-нибудь 20 лет — 70-е и 80-е — переход к преобладанию субпассионариев. Ещё позавчера мы были героями, ещё вчера — романтиками и мечтателями, а сегодня — халявщики ( в лучшем случае юристы и менеджеры). В Перестройку это выражалось негласным девизом «Наши деды воевали, наши отцы строили, а мы должны только пожинать плоды».
Признаки обскурации : субпассионарии создают очень мощный психологический императив : Будь таким, как я!  - это есть.
  Взяточничество и коррупция достигают невообразимых величин — есть.
  Нравственность в упадке — «падение нравов» - есть.
  Промышленность и сельское хозяйство в упадке — есть.
  Наука, литература, искусство находятся в упадке — есть.
  Страна распадается на части, отделяются окраины — есть.
  Страна проигрывает войны со слабейшим противником — пока ещё нет, но вероятность велика, и это мы уже наблюдаем в футболе.
 Глубокая обскурация характеризуется сменой солдатских императоров — пока нет.
 По этим признакам, весьма похоже, что мы находимся в стадии начальной обскурации.
 Показателем этого может служить большое количество защитников «невинных Pussy Riot». Обскуранты действительно не понимают – а что они такое сделали? -  и борются за свою, обскурантскую справедливость. Сравнить это можно с тем, как в Риме встречали Нерона, только что убившего свою мать. А он ещё боялся ехать – да его въезд напоминал триумф.
«Вышедшие навстречу трибы и сенаторов в праздничных одеяниях, расставленные по полу и возрасту ряды матрон и детей, сооруженные по пути его следования ступенчатые трибуны, с каких зрители смотрят на триумфальные шествия.» Тацит, Анналы, книга XIV.  Те тоже не понимали – а что он такого сделал?